- за семью замками
- держать
В глубокой тайне.Имеется в виду, что лицо (Х) тщательно оберегает своё сокровенное, не допускает другое лицо или группу лиц (Y) в свой внутренний мир (Р). ✦ Х держит Р за семью замками [от Y-а] <Р Х-а скрыто за семью замками>.
Всё, что было горького и тяжёлого в её душе, она держала от всех за семью замками, чтобы никто и не догадался о её переживаниях и страданиях. Т. Панина, Летние каникулы.
[Аннета Петровна] вдруг подумала, что она совершенно не знает своего Коростылёва, что вся его настоящая жизнь таится от неё за семью замками. П. Халов, Последний циклон.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и соотносится через компонент замок с артефактивно-вещным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих созданные человеком предметы материального мира, их свойства, характеристики и выступающих в функции знаков "языка" культуры. Согласно древнейшим народным представлениям, замок используется для символического замыкания и отмыкания в магии и обрядах. В одних случаях в охранительной магии закрытый замок использовали, чтобы оградить от опасности охраняемый объект (например, не пустить в деревню болезнь). В других случаях замком "запирали" самого носителя опасности, чтобы его обезвредить. Так, например, в день первого выгона скота в воротах клали открытый замок и замыкали его после того, как через него перейдёт скотина, чтобы волкам "закрыть" зубы. В народной медицинской практике замыкание замка символически связывалось с "замыканием" болезни и применялось, в частности, при остановке кровотечения. В любовной магии замком замыкали, чтобы крепче привязать к себе любимого или мужа и жену друг к другу. Кроме того, замок воспринимался как символ магического закрепления желаемого результата: как замок прочен, крепок и надёжен, таким же крепким и прочным должно быть совершаемое дело. ср., например, русский обычай класть во время свадебного сговора под порог дома невесты незапертый замок с ключом - как только жених переступал порог, сваха запирала замок, а ключ выбрасывала в реку, чтобы свадьба не расстроилась. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 169, 170.) Образ фразеол. соотносится также с метрически-числовым кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих числа, производимые с их помощью операции и измерения, специфические для них качественные, временны/е характеристики, которые выступают как источник осмысления человеком мира, и содержит в себе мифологему семь (см. комментарий к ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ). В основе образа фразеол. лежит пространственная метафора (на что указывает форма тв. п. с предлогом "за"), которая основана на символьной функции замка как надёжного средства охраны и защиты и в то же время как средства изоляции, "отграничения" объекта от окружающего мира (ср. под замко/м). В данной метафоре недоступность общения с каким-л. лицом из-за тщательного присмотра за ним, невозможность доступа к предмету, месту, информации вследствие их надёжного укрытия (что усиливается компонентом семь, который символически связывается в образе фразеол. с идеей количественной "множественности" предметов, интенсификации какого-л. признака) уподобляется их нахождению взаперти. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о скрываемых в надёжном, хорошо охраняемом месте человеке, предмете, информации. автор: И. В. Захаренко[Настя] молчала по-прежнему: душа за семью замками. Но Тарас видел: она уже избрала свой путь. Только он не знал - какой. Б. Горбатов, Непокорённые.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.